«Проблема российского кино — сценарий». Клипмейкер о качественной картинке

Автор клипов группы «Время и Стекло» Леонид Колосовский — о том, почему миллионы просмотров набирают клипы с незамысловатой музыкой и текстом.

«Проблема российского кино — сценарий». Клипмейкер о качественной картинке

На прошлой неделе самая крупная национальная телевизионная премия России в области популярной музыки признала лучшим видео 2017 года клип знаменитого клипмейкера Леонида Колосовского на песню Димы Билана «В твоей голове». На премию также были номинированы ещё две работы Колосовского: «Навернопотомучто» группы «Время и Стекло» и «Романс» группы «Пицца». АиФ.ru поговорил с клипмейкером и узнал, сколько денег уходит у артиста на один клип, почему народ «взрывается» от клипов Ленинграда и откуда такая популярность у роликов группы «Время и Cтекло».

Билан: из романтика в хулигана

Елена Плотникова, АиФ.ru: — Если посмотреть подборку самых популярных клипов России, то в первую пятёрку входят: «Грибы» — «Тает лёд», Тимати и Киркоров — «Последняя весна», Бузова и Кудри — «Нам будет жарко», Баста — «Сансара» и Quest Pistols Show — «Любимка». Вы согласны с тем, что это лучшие клипы сегодня?

Леонид Колосовский: — Нет, я не согласен с этим списком. Алгоритм популярности в Сети зависит от просмотров. А мы прекрасно знаем, что есть методы, способные поднять эти просмотры. Могу согласиться лишь с популярностью «Грибов». Это действительно неформальный трек и клип, который может вызвать интерес у публики.

— Назовёте тогда свою пятёрку лучших?

— Конечно, это «Грибы» — «Тает лёд», MONATIK с новым клипом «Упали в любовь и ударились в танцы», видео Ильи Найшуллера для группы «Ленинград» на песню «Кольщик», «Время и Cтекло» с песней «На стиле» и крайняя работа ALEKSEEV «Чувствую душой», которую снимал Алан Бадоев. Кстати, несмотря на то, что нас с Бадоевым ставят на разные чаши весов, я не считаю его своим конкурентом. У каждого свой почерк. Согласитесь, тяжело сравнивать Скорсезе и Спилберга, ведь каждый из них делает свою работу хорошо. Артист видит фирменный стиль и обращается к тому или иному режиссёру. Соответственно, вы могли заметить, что многие исполнители работают исключительно с одним и тем же режиссёром. Они друг друга чувствуют. Собственно, по этой причине со мной уже который год подряд Потап и Настя и группа «Время и Стекло».

— Больше всего обсуждению подвергаются клипы «Ленинграда», один из которых вы даже внесли в свою пятёрку лучших. Почему? Из-за того, что они непривычны нашему зрителю?

— Они резонируют с обществом. Команда «Ленинграда» поддерживает клипмейкерство как жанр искусства. У них не просто красивые картинки, а отдельные истории. Не нужен даже сам артист в кадре, работает изображение. Ведь часто снимают именно исполнителя, чтобы его продавать, что, по сути, является рекламным роликом. Но иногда не нужно показывать артиста, чтобы продать его продукт. Можно создать видеоряд, который и без него будет взрывать публику. Причём порой песня может проигрывать видео. И тут именно видео преподносит песню и заставляет её звучать из каждого угла.

Потап, Настя и Леонид Колосовский.

Потап, Настя и Леонид Колосовский. Фото: пресс-служба Леонида Колосовского

— Вы недавно сняли очень необычный и непривычный, на мой взгляд, клип для Димы Билана. На днях видео «Я буду в твоей голове» стало лучшим по версии одной из самых престижных музыкальной премий России. Лирика и романтика ушли в прошлое? Это уже не в моде?

— Это был эксперимент, сейчас уже могу сказать, что успешный. Я думаю, амплуа романтика от Димы не уйдёт. Я очень часто пытаюсь поменять артиста и показать его не таким, каким привыкли видеть поклонники. Если я понимаю, что певец может быть разным, почему бы и не поиграть с этим? По сути, артист должен быть многогранным. Об этом прекрасно сказал Джон Леннон: «Дайте мне трубу, и я вам что-нибудь сыграю».

Перед тем как предложить Диме идею клипа, я посмотрел шоу «Голос», где совершенно другой Билан, не тот, какой предстаёт перед нами в песнях. Он смеётся, улыбается, кривляется, дурачится, поэтому мы решили такой его характер показать и в клипе. И миллионы просмотров говорят о том, что нам это удалось.

— А какое участие в сценарии принимал сам Дима?

— В основном артисты мне доверяют. Мы можем обсуждать конкретные сцены, но сценарий они не переписывают. Артист может предложить сделать какой-то эпизод иначе, если это не нарушает общую концепцию. Так было и с Димой. Он практически во всём мне верил.

Дима Билан и Леонид Колосовский.

Дима Билан и Леонид Колосовский. Фото: пресс-служба Леонида Колосовского

Клип может стоить 300 тысяч

— Могли бы рассказать, как создаётся клип поэтапно? Как после прослушивания песни возникает идея создать ту или иную картинку?

— Здесь включается интуиция режиссёра. Бывает, что уже есть готовый сценарий, который лежит в столе, но его не к чему применить. И тут внезапно режиссёр понимает, что как раз к этой новой песне тот сценарий подходит идеально.

Очень много зависит от режиссёрской подачи. Например, взять за основу самую обычную сцену: парень ждёт девушку в парке. Как бы это показал Спилберг? Падал бы какой-нибудь листик, кадр бы он начал двигать с неба, показывая, как этот листик ложится перед ногами парня, потом бы камера медленно поднялась вверх, после чего мы бы увидели самого героя. А Тарантино? Он бы вёл тревожный диалог с этим парнем на улице. Бывает, что сразу после первого прослушивания песни возникает идея. А бывает, что приходится слушать по 10 раз, чтобы что-то придумать.

После составления картинки мы должны понять, что хотим от зрителя: слёзы, смех? Поняв это, думаем, какими инструментами будем этого добиваться. И только потом составляем бюджет проекта.

Леонид Колосовский.

Леонид Колосовский. Фото: пресс-служба Леонида Колосовского.

— А сколько может уйти на один клип?

— И 300 долларов, и 300 тысяч, и миллионы... Например, видео From Yesterday группы 30 Seconds To Mars стоило 13 млн долларов. Всё зависит от пожеланий артиста. Глянец и дорогая картинка стоят дорого, креатив — вовсе не обязательно. Не стоит фокусироваться на конкретных цифрах. Можно очень сэкономить на клипе, сняв его просто на хороший телефон. Кстати, есть артисты, которые так и делают.

К тому же некоторые исполнители загораются сейчас идеей стилизовать клип под прошлый век и специально снимают на старое оборудование. И это выглядит очень стильно. Единственное, на чём точно нельзя экономить, — это на режиссёре. Именно он может придумать идею, которая продвинет артиста.

Тренд — ближе к народу

— Клип группы «Время и Стекло» на песню «Имя 505» набрал уже около 160 млн просмотров, «Песня 404» — 48 млн, «Навернопотомучто» — 78 млн. Это же невероятно! Что больше всего зацепило зрителя, как вы думаете? По сути, там нет истории, за которой можно наблюдать.

— Да, эти песни не обременены какими-то глубокими философскими размышлениями. Люди в условиях сумасшедших больших городов не хотят думать и грузиться. Они хотят выдохнуть, поэтому появляется такая музыка и такие клипы. Мы помогаем расслабляться. Собственно поэтому и существуют жанры, которые нужно слушать, когда ты хочешь отдыхать, танцевать, когда тебе весело. Такую музыку иллюстрируют такие же лёгкие клипы. Просто танцуйте под них и не думайте ни о чём.

Нам хочется дурачиться под эту песню, и в клипах мы тоже как раз дурачимся. А с нами и миллионы зрителей. Для меня главное, чтобы песня и клип были гармоничны и близки артисту.

— А бывают песни, которые вам не нравятся, но вы всё равно снимаете клип?

— Конечно. Отказываю, когда совсем ничего не идёт в голову после прослушивания песни. С другой стороны, для меня это не хобби, — нравится или не нравится — это моя работа. Я должен для любой песни сделать идеальную картинку. Я стараюсь услышать песню и понять, что гармонично с ней будет рядом выглядеть, понять публику, которая это слушает, и угодить ей. Для того чтобы развиваться, нужно выходить из зоны комфорта. И песни, которые могут мне не нравиться, но с которыми я работаю, и есть этот выход.

— Какие тренды в клипах сегодня существуют в Европе? Что популярно там?

— Я заметил, что стали использовать стилизацию под восьмидесятые и в звучании, и в изображении. Кроме того, часто снимают так называемые «лайфстайл видео», когда просто показывают времяпрепровождение без хитрого сценария. Например, езду на велосипеде.

Стали часто снимать не постановочные видео, как делает вся наша поп-культура, а всё-таки насыщенный сюжет, невылизанную картинку. Так, чтобы максимально приблизиться к реальной жизни. Но параллельно с этим появляются команды, которые в одном кадре совмещают совершенно разные вещи. А также всегда остаются в тренде креативные визуальные решения и хорошая компьютерная графика: например, оригинальные совмещения, как в клипе Coldplay на песню Up&up, где из вулкана не течёт лава, а сыплется попкорн, в маленькой ванне плавают огромные корабли.

— Заметила, что наши артисты стали снимать клипы в Лос-Анджелесе, в Калифорнии. Почему?

— Не зря же там сосредоточена самая большая в мире киноиндустрия. Там солнце иначе светит, длинный режим, нет необходимости отапливать павильоны, там есть огромные склады реквизита, которые не надо искать, нет проблем с камерами, специалистами и прочим.

Кроме того, там можно найти фон для любой истории. Хочешь одноэтажки? Пожалуйста! Небоскрёбы? Тоже есть! Нужна пустыня? Вперёд! Даже горы и лес. Там всё под рукой. Ну и что говорить об идеальных дорогах. Вряд ли на наших можно снять красивую машинку, которая несётся по трассе. Точно не для глянца.

Леонид Колосовский.

Фото: пресс-служба Леонида Колосовского

«Кинематограф нацелен на то, чтобы зарабатывать»

— Клипмейкер — это тот же режиссёр. За кем из российских режиссёров вы следите?

— За Михаилом Сегалом, режиссёром популярной ленты «Рассказы». Несмотря на то, что его кино больше артхаусное, которое пока далеко не все понимают и принимают, он получил высокие рейтинги у кинокритиков. Мне нравится, как развивается сейчас Илья Найшуллер, снявший «Хардкор». Я не в восторге от самой картины, но я восхищён смелостью идеи: снять от первого лица полный метр. Но в основном я смотрю всё-таки голливудские или европейские фильмы.

— А что не так с российскими?

— Сценарий. Я полагаю, что это связано с продюсированием. Всё-таки кинематограф нацелен на то, чтобы зарабатывать. И просчёты продюсеров, которые должны отбить это кино и ещё заработать, не срабатывают. Они заставляют менять сценарий, делать его очень понятным для себя. От этого часто страдает не только русское, но и американское кино. И не всегда это отождествляется с искусством, всё-таки — бизнес. Они не думают о том, будет ли это интересно и полезно зрителям, просто делают что-то, чтобы тут же продавать.

— А можете с точки зрения качества назвать лучшие российские или мировые фильмы?

— За последний год я вряд ли что-то грандиозное назову. Но за историю всего кинематографа — могу. Меня очень в своё время поразил фильм «Эффект бабочки». За ним — «Игра» и всё, что вышло из-под рук Дэвида Финчера. К этому относится и «Бойцовский клуб», и «Загадочная история Бенджамина Баттона». Это хороший компромисс между искусством и заработком. Также «Олдбой», «Форрест Гамп», «Рэй». Из российского кинематографа выделил для себя фильмы «Рассказы», «Брат-2», «День выборов», «Стиляги» и «Остров».

Источник

Поделитесь с друзьями: