Александр Велединский: сценарий «В Кейптаунском порту» я писал 20 лет назад

АиФ.ru на фестивале «Окно в Европу» поговорил с режиссером про его новый фильм, «Бригаду» и Маковецкого под пулями.

Александр Велединский: сценарий «В Кейптаунском порту» я писал 20 лет назад

Фестиваль российского кино «Окно в Европу» в Выборге открыла премьера фильма Александра Велединского «В Кейптаунском порту». По сюжету во времена советско-японской войны на Дальнем Востоке случайно встречаются совсем юный моряк, матерый зэк и его прислужник. Встреча заканчивается ссорой и перестрелкой. Но выходит всё совсем иначе, и судьбы этих троих сплетаются в сложный узор. 

Ольга Шаблинская, АиФ.ru: Александр, к этой премьере вы шли 20 лет. Вам так важно было снять эту ленту?

Александр Велединский: Да, важно. Прежде всего потому, что она автобиографична. Эту историю мне рассказал отец лет 40 назад. Меня тогда поразил факт: если бы события начали развиваться иначе, я бы не родился. Моего отца убили бы. Причём свои и по глупости, уже после войны. Это была случайная встреча трёх разных людей, которые думали, что когда-то поубивали друг друга. А через 50 лет оказывается, что все живы. Прототипа моего отца играет Сергей Сосновский. 

Сценарий я написал 20 лет назад. Но тогда в стране случился кризис. В 2008 году снова запустились с картиной, и снова экономический коллапс. В главной роли должен был сниматься Олег Иванович Янковский, ему очень нравился сценарий. Но что случилось, то случилось, к сожалению — в 2009 г. Олега Ивановича не стало. Поэтому в какой-то момент я решил остановить картину — второго Янковского не может быть на свете, это понятно. Поиски другого артиста на эту роль я не вёл. А потом поменял своё решение и повернул характер героя на 180 градусов. (В фильме эту роль сыграл Владимир Стеклов. — ред.).

В 2015 году мы снова начали снимать, действие у нас идёт сразу в трёх местах — Кейптаун, Петербург и Крым. Я ненавижу линейное кино. Мне это скучно. А ещё знаю точно: если твой фильм нравится тебе самому, значит, он понравится ещё минимум миллиону человек. Снимать кино, кстати, предпочитаю на банальные темы. 

— Неожиданное заявление для режиссера, Александр!

— Это не банальщина. А банальность с большой буквы Б (улыбается). Потому что заповедей всего десять! И все, что есть хорошего в искусстве, все темы главных произведений банальны. Другое дело, что банальная история может быть небанально изложена. 

— Это как с «Географ глобус пропил», который вы сняли по роману Иванова? Вроде, история и вправду банальна. А зритель фильм пересматривает, такое нечасто бывает в современном кино. В чем секрет, по-вашему?

— Просто это фильм про людей, которые на эту картину пошли. Мы все хотим кино про себя. С сочувствием к нам, несчастным. Таким нелепым порой. Собственно, поэтому персонаж, которого сыграл Костя Хабенский, оказался близким многим из тех, кто так живёт сегодня в нашей стране. 

— «Так» — это как?

— С одной стороны, выживают. С другой стороны, честны и не подлы. Да, выпивают, да, могут совершать какие-то неприятные поступки. Но на самом деле они не делают мерзостей. Это самое главное. Думаю, что успех этого фильма объясняется тем, что таких людей много! И это радует меня. Это вселяет надежду. Для меня фильм без надежды — это фильм ни про что. Кстати, 30 школьников, сыгравших в «Географе» — все они были из Перми. Кроме главной героини — Анфисы Черных, она из Москвы.

— В своё время вы написали сценарий знаменитой «Бригады». Как воспринимали нападки за то, что, мол, этот сериал поэтизирует бандитскую жизнь?

— Эти нападки не закончились до сих пор. По-моему, они нелепы. «Бригада» — единственных фильм об истории страны 1990-х. О новой России. Это исторический фильм, и это правда. Там все максимально честно. Романтизации никакой нет, на мой взгляд. Там все пострадали. Это трагедия поколения — исчезнувшего, пропавшего. Зайдите на любое кладбище и увидите, сколько там могил молодых парней с датами смерти в 1990-е. Да, они не были «котиками» и «зайчиками». Они были продуктом своего времени. Герои фильма — мальчишки, которые росли со мной в одном дворе. Но «Бригаду» полюбили не только ребята, которые через «это» прошли, но и их родители, вместе со своими детьми пережившие этот же ужас 90-х. Ну, и подчеркну, что снял её режиссёр Алексей Сидоров — мы ему помогли, как смогли, со сценарием. 

Кстати, на Высших режиссерских курсах в 1993 году, когда российскому кинематографу уже хотели поставить памятник, наш преподаватель пан Кшиштоф Занусси начал свой спич в первый учебный день со слов: «Никто из вас никогда не будет работать в кино». Я тогда разозлился. Подумал: а я буду снимать! Спустя годы я встретился с паном Кшиштофом на телевидении. И напомнившему этот эпизод. На что он сказал: «Ну вот видишь! Ты же здесь, ты же режиссёр!» Конечно, это была провокация. Мы разозлились, нас это подстегнуло, и так или иначе сумели пробраться сквозь заслоны. 

— Ну да, это показательная история. На момент написания «Бригады» вы ведь жили впроголодь в общаге. Совсем хреново, в общем. 

— Почему хреново? Мне было кайфово. Мы были молоды, я был худой, как спичка. Да, нам заплатили за «Бригаду» совсем копейки, даже смешно говорить, сколько. За еду почти работали. Но было офигенно, интересно. Не все же деньгами меряется. 

Кстати, именно в тот период я решил не стричься и не бриться — так дешевле. Потом мы получили гонорар за другой проект. Дальше меня пригласили писать сценарий сериала «Дальнобойщкики». В этом же году я запустился со своей первой короткометражной работой. Мне удалось увлечь сценарием Сергея Маковецкого и Владимира Стеклова. Снимали недалеко от Селигера на озере Дохлец. Вот ведь название! На дне его — кладбище. По сценарию, Серёжа Маковецкий сидел с удочкой, ловил рыбу. В это время раздались выстрелы, пули рикошетом летели на нас, отскакивали от воды. Серёжа сидел, не шелохнувшись. Потом мы увидели полупьяных людей — оказалось, что это милиционеры из Тулы. И они не по нам стреляли, а открывали сезон охоты на уток в августе. Но, когда увидели Маковецкого, собрали вещи и уехали. Конечно, могло тогда шальное что-то случиться. Но пронесло.

Володя Стеклов, кстати, часто появляется у меня в фильмах. Серёжа, надеюсь, ещё появится. После той 27-минутной короткометражки «Ты да я, да мы с тобой» всё изменилось. Как говорил Валера Тодоровский: «Надо не просто прийти в кино, а надо ногой выбить дверь». Вот когда ты «выбил дверь», ты уже здесь. Эта короткометражка попала на Каннский фестиваль в программу «Особый взгляд» как исключение. Потом «Кинотавр», тоже спецпоказ. А дальше посыпались предложения и очередь из продюсеров выстроилась за столиком, где я пил кофе. «Где ж ты был?» — «Я был с той стороны двери. Ломился к каждому из вас. А вы не хотели меня видеть». 

— Кстати, а что произошло с «Бригадой-2»?

— Насколько я знаю, ее сняли. Но без нас. Нам всем предлагали, но... Если бы мне позвонил Лёша Сидоров, я бы подумал, по крайней мере. Потому что это его фильм. Если бы Лешка попросил помочь, я бы скорее всего это сделал. Но Алексей был категорически против. И он прав, потому что эта история как художественное произведение завершена. Поэтому мы все отказались.

Но это дела давно минувших дней. Сейчас я с головой в новой картине, которую мы снимаем в Выборге по «Обители» Захара Прилепина. В главной роли Серёжа Безруков. Со времён «Бригады» мы больше не работали, только каждый раз при встрече говорили: надо бы что-то нам сделать. Наконец сложилось.

Источник

Поделитесь с друзьями: